Недавние периодические нервные судороги Ильхама Алиева, которые проявляются в активизации враждебной риторики в отношении Армении и приграничных военных провокациях, также можно объяснить некоторыми примечательными событиями, связанными с нагорно-карабахским конфликтом.
В этом контексте следует подчеркнуть, что любая активизация Баку на армянском направлении имеет вторичный эффект для Москвы, как ключевого посредника в послевоенных процессах. То есть регулярные нарушения Азербайджаном положений трехстороннего заявления 9-го ноября, негативно сказываются на Россию, как на операционном уровне, так и с точки зрения престижа.
Между тем, причиной недавнего цейтнота Алиева можно считать не только ряд объективных реалий в регионе, которые проявляются в посреднической активности ряда игроков, преследующих интересы в регионе (Минская группа ОБСЕ, Грузинская платформа, ЕС, Иран, Индия и др.).
Ведь эти реалии, в свою очередь, уже существенно снизили эффект победы в войне, а также попытки капитализации на региональном уровне (этот же вопрос во внутриазербайджанских процессах — предмет другого анализа). Таким образом, озабоченность Баку можно объяснить некоторыми примечательными изменениями в позиции и риторике России.
В частности, помимо беспрецедентной активности во всех возможных сферах российско-армянских отношениях, заметные изменения наблюдаются в риторике официальной Москвы по нагорно-карабахскому конфликту, причем на самом высоком уровне.
Примером этого является заявление президента России Владимира Путина, который неоднократно подчеркивал важность того, чтобы российские миротворцы выполняли миротворческую миссию в Армении, а не в Нагорном Карабахе.
В частности, первое подобное заявление было сделано в начале встречи президентов России и Турции в Сочи 29 сентября. Во время речи Путина прозвучала следующая мысль: «Центр контроля за прекращением огня на азербайджано-армянской границе (Совместный российско-турецкий мониторинговый центр для контроля за прекращением огня в Агдаме) активно действует».
Выступая 15 октября на заседании Совета глав государств СНГ, Путин касаясь нагорно-карабахского конфликта, заявил:
»При активном содействии нашей страны конфликт удалось остановить (остановка конфликта, отнюдь не означает решения конфликта, о котором утверждают в Анкаре и Баку), и российский миротворческий контингент выступает гарантом достигнутого режима перемирия» . При содействии России идет доставка гуманитарных грузов, разминирование — причем с обеих сторон, на территориях и Азербайджана, и Армении».
Иными словами, президент России в очередной раз Нагорный Карабах представляет как Армению, в контексте работ по разминированию.
Таким образом, российские миротворцы действуют на территории Армении-союзника России, что, по крайней мере, с точки зрения Москвы облегчает решение вопроса о продлении срока миротворческой миссии, если у азербайджанской стороны, 4 года спустя будут какие-то оговорки.
Безусловно, подобные акценты официальной Москвы не могли остаться незамеченными в Баку. И не исключено, что, регулярно провоцируя напряженность в посреднической зоне России, азербайджанская сторона пытается получить возможность отдельного торга, пытаясь выяснить цель изменения российской риторики.







