Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетит Казахстан с официальным визитом 20–21 ноября. О текущем состоянии армяно-казахстанских отношений и новых возможностях Reginomonitor побеседовал с экспертом по региональным вопросам Арменом Петросяном.
- Как можно охарактеризовать текущий уровень политических отношений между Казахстаном и Арменией?
Политические отношения между Арменией и Казахстаном можно кратко охарактеризовать как весьма активные. По сравнению с другими странами Центральной Азии, армяно-казахстанские отношения являются наиболее активными и содержательными. Между официальными лицами двух стран состоялось около шести десятков взаимных визитов, имеется богатая двусторонняя и многосторонняя договорно-правовая база сотрудничества.
В этом контексте есть объективные и субъективные основания. Прежде всего, обе страны являются частью нескольких важных форматов сотрудничества — ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и др. С другой стороны, Казахстан в результате своей активной и сбалансированной внешней политики стремится сохранять определённый баланс в вопросе сотрудничества со странами Южного Кавказа. Кроме того, Казахстан пытался внести свой важный вклад в процесс урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией, несколько раз предоставляя переговорную площадку Еревану и Баку.
И я уверен, что официальный визит премьер-министра Армении в Казахстан однозначно будет способствовать укреплению двусторонних отношений и достижению договорённостей о сотрудничестве в новых сферах.
- Какие ключевые факторы сегодня определяют динамику взаимодействия между двумя странами?
Я бы выделил следующие факторы — переходя от глобального к локальному. Во-первых, процесс изменения мирового порядка и укрепление взаимосвязанности между различными автономными регионами. Это может происходить за счёт новых логистических, транспортных и экономических проектов.
Следующий фактор — стимулирование новых направлений сотрудничества и связей между различными геополитическими и геоэкономическими центрами, что приводит к развитию качественно новых отношений между Южным Кавказом и Центральной Азией. В качестве примера можно привести заинтересованность США, ЕС и Китая в реализации новых проектов с участием наших регионов.
Далее — установление мира на Южном Кавказе, то есть между Арменией и Азербайджаном, что нейтрализует прежние субъективные политические и экономические препятствия. Конфликта больше нет, и, соответственно, нет существенных преград ни для двустороннего, ни для многостороннего сотрудничества.
И последний фактор — политическая воля властей двух стран, Армении и Казахстана, углублять двусторонние отношения и расширять сотрудничество в новых сферах.
- Какие сферы могли бы стать наиболее перспективными для двусторонних проектов?
Я считаю, что это сотрудничество в политических, экономических, транспортных проектах и информационных технологиях,. Особенно после соглашений, достигнутых 8 августа этого года в Вашингтоне между лидерами США, Армении и Азербайджана, и после утверждения проекта TRIPP, открылись новые возможности и для взаимодействия Армении со странами Центральной Азии. Первые результаты этого уже видны — перевозка пшеницы из Казахстана в Армению по железной дороге. А полноценная реализация TRIPP будет способствовать сотрудничеству по новым направлениям, которых ранее никогда не существовало.
Это новые проекты в энергетической, транспортной и торгово-экономической сферах, которых ранее никогда не было.
- Как вы оцениваете роль Казахстана и Армении в вопросах региональной безопасности?
Я считаю, что существует один очень важный фактор. Обе страны стремятся к миру, стабильности и развитию многостороннего сотрудничества как в своих регионах, так и в более широком географическом пространстве. И совместные усилия Армении и Казахстана, направленные как на углубление двустороннего сотрудничества, так и на расширение взаимодействия между Южным Кавказом и Центральной Азией, несомненно окажут как прямое, так и косвенное влияние на укрепление региональной безопасности.







